Возможно, что этот головной убор является «венцом с прикраскою», о котором упомянуто в списке коллекции А.М. Юрлова. Такие повязки использовали во время танцев, когда «…красавицы носили еще на лбу ленту из голой черной кожи тюленя, к которой кругом было пришито десять белых ремешков. С переднего края лента была украшена торчащей длинной шерстью козы» [Мерк 1978: 68].
Об использовании головных повязок в ритуалах, связанных с китовой охотой, Г.А. Сарычев сообщает: «Я застал еще здесь игрища, бываемые у алеут обыкновенно зимою и продолжающиеся до весны или до тех пор, насколько станет китового жиру. Начало сих празднеств, как сказывают, произошло от шаманов, которые уверяли алеут, что служащие им духи любят сие увеселения и обещают за оные выкидывать на берега их китов. Для таковых игрищ обыкновенно делаются деревянные личины по виду казавшихся шаману духов. Ныне алеуты хотя и не так верят шаманам, как прежде, однако ж делают всегда сии празднества в том селении, где выкинет кита. Первый человек, нашедший оного, в знак того носит на голове узкую повязку, вышитую узорами, и сверх сего имеет право взять себе половину перепонки с языка, также половину кишок и половину жил; остальное ж тойон селения разделяет всем своим алеутам поровну» [Сарычев 1952: 200].
Эти сведения дополняет К.Г. Мерк: «Кто нашел кита первым, носит на голове повязку, вышитую пестро перышками и украшенную шерстью козы, и носят до тех пор, пока весь жир и мясо не будут съедены» [Мерк 1978: 82].
Читать далее