Экспонаты
Музыкальный струнный щипковый инструмент - ситар. Индийцы. Индия, штат Уттар-Прадеш, город Лакхнау, конец XIX - начало XX вв.
Музыкальный струнный щипковый инструмент - ситар. Индийцы. Индия, штат Уттар-Прадеш, город Лакхнау, конец XIX - начало XX вв.
Музейный номер
МАЭ № 2980-46
Наименование, название
Музыкальный струнный щипковый инструмент - ситар
Этническая принадлежность
Место создания
Индия, штат Уттар-Прадеш, город Лакхнау
Географическая локализация места создания
Северная Индия
Время создания
конец XIX - начало XX вв.
Экспедиция
Экспедиция Г.Х. (А.М.) и Л.А. Мерварт на о-в Цейлон и в Индию
Материал
дерево, плод лагенарии (тыква), металл, медь, клей
Размер
Длина общая - 91,0; Ширина резонатора - 11,8; Высота резонатора - 9,0; Ширина грифа - 5.5; Толщина грифа - 3; Наибольшая длина окружности грифа - 15; Длина выступающей части колка - 3,2; Ширина шляпки колка - 2,6; Толщина колка - 0,6; Длина кобылки - 5; Высота кобылки - 2,8; Толщина кобылки - 0,3.
Аннотация
Ситар – классический струнный щипковый инструмент лютневого типа. Предположительно, его название происходит от перс. сетар – «три струны». Предание приписывает его изобретение Амиру Хусроу, знаменитому поэту из Средней Азии, служившему при дворе делийского султана Ала уд-дина Халджи (1296-1316). Ситар наиболее популярен в Северной Индии, хотя в настоящее время стал известен во всем мире как символ музыкальной культуры Индии. Конструкция ситара довольно сложная и утонченная. Резонатор – тумба обычно делается из половины хорошо просушенной тыквы. Сверху он покрыт деревянной декой табли, а снизу украшен налепным рельефом в виде стилизованных листьев. На длинном грифе данди, соединенном с резонатором, расположены пятнадцать ладов. Они свободно перемещаются и регулируют звукоряд. Через семь колков (пять вставлено в головке грифа и еще два сбоку) проходят металлические струны, пропущенные сквозь деревянную кобылку на деке и закрепленные на костяной пластинке в нижней части резонатора; они создают специфический вибрирующий звуковой эффект. Количество струн у ситара и их настройка меняются в зависимости от конкретной местной школы. Во время игры исполнитель сидит, скрестив ноги, и держит ситар наклонно; резонатор упирается в пол, а шейка поднята на уровень плеча. Звук извлекают проволочным плектром, который надевают на указательный палец правой руки; большой палец опирается на край деки. Как правило, мелодию исполняют на основной игровой струне бадж, а остальные, резонирующие струны тараб используют для аккомпанемента.
Собрание
Этнография Южной и Юго-Западной Азии
Ключевые слова
народы Южной Азии, индийцы