Эта шляпа-козырек принадлежала охотнику на китов и использовалась не только как часть охотничьего костюма, но и в ритуалах, направленных на обеспечение удачной охоты. В нижней части шляпы изображена сцена охоты на кита, в верхней — Птица-гром, сжимающая когтями птицу и какое-то мифическое существо или морское животное. Птица-гром известна в мифологии многих народов Северной Америки: тлинкитов, эскимосов о. Кадьяк, юпик, алеутов и др. Кривой клюв, широко расправленные крылья и две фигуры китов или мифических существ в лапах — характерные признаки при ее изображении. К шляпе прикреплена костяная фигурка птички с человеческими ногами. Такое изображение птиц встречается в изделиях алеутов и юпик, но не встречается у эскимосов о. Кадьяк. По нижнему краю шляпы с правой стороны изображены сцены забоя морских котиков и охоты на моржа, с левой стороны — сцена промысла морских котиков, жилище в разрезе и алеуты за домашними работами.
И.Е. Вениаминов сообщает: «При китовом промысле особенно много было примет и причуд. Носки стрел, коими промышляли китов, намазывали человеческим салом или привязывали к ним какую-нибудь часть самого тела, которые они брали от трупов, называемых асханан и находящихся в пещерах. <…> Промышленник, бросив стрелу, начиненную такими веществами, в кита, тотчас дышал на свои руки и, бросив одну стрелу и попав в кита, другой не кидал, хотя бы и мог, но тотчас уезжал домой и удалялся от людей в особенный шалаш, где должен был пробыть трои суток без пищи и питья и не допуская до себя женщин, и особенно нечистых. В продолжение этого времени он изредка вздыхал, подобно подстреленному и умирающему киту, для того дабы кит, в которого он стрелял, не отошел от берега и также бы страдал и тихо умирал» [Вениаминов 1840 Ч.II: 133].
е.
Читать далее