Экспонаты
Музыкальный струнный щипковый инструмент - вина. Индийцы. Индия. XIX - начало XX вв.
Музыкальный струнный щипковый инструмент - вина. Индийцы. Индия. XIX - начало XX вв.
Музейный номер
МАЭ № 2980-27
Наименование, название
Музыкальный струнный щипковый инструмент - вина
Этническая принадлежность
Место создания
Географическая локализация места создания
Северная Индия
Время создания
XIX - начало XX вв.
Экспедиция
Экспедиция Г.Х. (А.М.) и Л.А. Мерварт на о-в Цейлон и в Индию
Материал
дерево, плод лагенарии (тыква), железо, воск, краска, клей, латунь, слоновая кость
Размер
Длина - 122,0; Длина окружности резонаторов - 59,0; Высота наибольшая - 28,0; Диаметр одной тыквы - 15,0; Диаметр другой тыквы - 16,5; Ширина птицы - 8,0; Длина кобылки - 3,5; Ширина кобылки - 5,0; Высота кобылки - 3,0; Длина лада - 6,0; Толщина лада - 0,7; Высота лада - 4,0.
Аннотация
Вина занимает ведущее место среди струнных щипковых инструментов. По звуковым качествам и техническим характеристикам она, пожалуй, не имеет себе равных. Диапазон вины – более трех с половиной октав; она дает непревзойденное звучание и прекрасно воспроизводит все характерные для индийской музыки виды орнаментики. Особенно популярны североиндийская вина бин и южноиндийская (карнатакская) вина, с которой чаще всего ассоциируется современная традиция. Экспонат представляет собой северный тип под названием махати вина или нарадия вина, поскольку ее изобретение приписывают мудрецу Нараде. Известная с глубокой древности, она считалась престижным инструментом, играть на ней не гнушались и цари. О пользе музицирования на вине говорится в древних гимнах и эпических поэмах. С виной обычно изображается Сарасвати, богиня мудрости и красноречия. Конструкция вины сложна. На две тыквы, служащие резонаторами и опорой, положена толстая деревянная палка – гриф данди. Двоичность резонаторов воплощает мужское и женское начала, а вся конструкция инструмента уподобляется человеческому телу. Символичны и все другие части вины. На дне каждой тыквы-резонатора имеются деревянные отверстия, сверху закрытые деревянными крышками. Из семи струн вины четыре основные служат для исполнения мелодии, а три боковые – для отбивки такта. Во время игры музыкант-бинкар сидит на полу и держит вину либо горизонтально, либо наклонно, оперев корпус о пол. Указательным и средним пальцем левой руки струны прижимают к ладам, передвигая пальцы по всей длине грифа, а правой рукой перебирают струны, извлекая звуки проволочным плектром накхи и производя разнообразные звуковые эффекты.
Собрание
Этнография Южной и Юго-Западной Азии
Ключевые слова
народы Южной Азии, индийцы