Собиратели
Хомич Людмила Васильевна, 9 июля 1921 - 23 февраля 2011
Хомич Людмила Васильевна, 9 июля 1921 - 23 февраля 2011
ФИО
Хомич Людмила Васильевна
Годы жизни
9 июля 1921 - 23 февраля 2011
Биография
Людмила Васильевна Хомич родилась 9 июля 1921 г. в Ленинграде, училась в школе, в университете, преподавала. Тяжелейшие годы блокады провела в также в родном городе. После окончания в 1939 г. средней школы перед ней не стоял вопрос, кем ей стать, чему посвятить свою жизнь. С ранних лет она интересовалась историей путешествий, в том числе и на Север, и очень много читала об этом. Поэтому она без раздумий поступает на этнографическое отделение Ленинградского университета и выбирает сферой своих интересов изучение народов Севера. Как утверждает Людмила Васильевна, "она никогда об этом не жалела". Ненецкий язык студентам университета преподавали Г.Н. Прокофьев и Г.Д. Вербов, под руководством последнего предполагалось поехать после третьего курса на практику в тундру, чтобы непосредственно на месте проверить полученные знания, но началась война… Г.Д. Вербов ушел добровольцем на фронт. Университет был эвакуирован в Саратов. Людмила Васильевна из-за болезни матери не смогла выехать вместе со всеми и стала работать в одном из созданных в блокаду детских домов. В 1944 г. университет вернулся в Ленинград. За это время скончался от голода Г.Н. Прокофьев, погиб на фронте Г.Д. Вербов, часть студентов не смогла возобновить занятий по самым разным причинам. Из тех, кто занимался этнографией самодийских народов, вернулась только одна Людмила Васильевна. Год занималась с нею селькупским языком Е.Д. Прокофьева, консультировала по ненецкому языку Н.М. Терещенко. За время учебы прочитано много специальной литературы, изучены коллекции музеев, проработаны материалы в архивах. После успешного окончания университета в 1947 г. Людмилу Васильевну пригласили в аспирантуру. В 1949 г. вместе с Зинаидой Николаевной Куприной, специалистом по ненецкому фольклору, она впервые отправилась на Север в Малоземельскую тундру Ненецкого национального округа. Это был маленький национальный поселок Нельмин Нос, где в те времена жило еще много настоящих знатоков ненецких эпических песен. Тогда не было портативных магнитофонов, поэтому тексты записывались "от руки". Работа была очень сложной и трудоемкой. Результатом этой экспедиции явилась выпущенная в следующем году книга "Эпические песни ненцев", в которую вошла и часть записей Людмилы Васильевны. Конечно, помимо фольклора она собирала материал по культуре и быту малоземельских ненцев, делала зарисовки, фотографировала. В 1951 г. Л.В. Хомич защитила кандидатскую диссертацию, в которой раскрывались положение ненецкой женщины и ее роль в хозяйственной, общественной и семейной сферах до и после Октябрьской революции. Многие материалы и положения диссертации позднее были использованы в различных публикациях. После окончания аспирантуры Людмила Васильевна преподавала этнографию народов Севера и ненецкий язык на отделении народов Крайнего Севера педагогического института имени А.И. Герцена (в настоящее время — Российский государственный педагогический университет). За годы работы в пединституте ею был составлен небольшой ненецко-русский словарь для школы и совместно с А.М. Щербаковой и 3.Н. Куприяновой написано учебное пособие по ненецкому языку для педучилищ (в последующих изданиях принимала участие М.Я. Бармич). В 1953 г. Людмила Васильевна отправляется в экспедицию, возглавляемую Натальей Митрофановной Терещенко. Основная цель — изучение ямальского и тазовского говоров ненцев. По результатам этой поездки Л.В. Хомич опубликовала статью "Имя прилагательное в ненецком языке". Основная работа велась в поселках Яр-Сале и Нанги. В 1956 г. с переходом на работу в Отдел этнографии народов Сибири Института этнографии АН СССР началась подготовка к изданию монографического исследования "Ненцы" (1960-е гг. в Институте велась работа по изданию фундаментальных исследований по народам Сибири и Севера). Отдельные вопросы по хозяйству и культуре ненцев, проживающих в разных районах России, освещались в научной литература начиная с конца XVIII в., однако сводной работы не было, если не считать небольшого труда Г. Старцева "Самоеды (ненча)". Для написания монографии требовалось исследовать архивные и литературные источники, а самое главное собрать материалы на различных территориях обитания ненцев. В 1958 г. состоялась экспедиция на полуостров Канин и в Тиманскую тундру Ненецкого округа Архангельской области. Это были маленькие поселки: Шойна, Кия, Несь, Индига, Нижняя Пеша. Во время этой поездки удалось узнать много нового о старинной одежде (статья "Одежда канинских ненцев"), особенностях материальной и духовной культуры этой группы, записать предания о древнем народе сихиртя (статья "Ненецкие предания о сихиртя"). В 1962 г. Людмила Васильевна снова едет на Ямальский Север. К этому времени у нее уже в основном подготовлен текст монографии "Ненцы". Однако требовались еще кое-какие уточнения и дополнения. Она побывала в Салехарде, поселках Тазовский, Самбург, Тарко-Сале, изучала особенности культуры лесных ненцев (пян-хасава). (Статья "Некоторые особенности хозяйства и культуры лесных ненцев"). В Ныде знакомилась с культурой надымских ненцев (Статья "О некоторых предметах культа надымских ненцев"). В 1964 г. путь Людмилы Васильевны лежит в Нарьян-Мар. Там ей предстояло, в частности, познакомиться с проблемой перехода оленеводов на оседлый образ жизни, организацией сменных бригад, использованием в качестве жилища балка. В 1966 г. состоялась новая экспедиция на Ямал. На этот раз в ее состав вошли этнограф Г.Н. Грачева, археолог Л. П. Хлобыстин и его помощник А. Огорелышев. Основные пункты — Яр-Сале, Новый Порт, Аксарка, Ныда. Археологи производили свои изыскания в районе озер Яра-то, затем вблизи поселка Ныда. Г.Н. Грачева уделяла большое внимание особенностям погребального обряда и погребальных сооружений местного населения, а Людмила Васильевна пыталась по этнографическим и языковым данным выявить следы древнего арктического населения, вошедшего в состав современных ненцев. Вернувшись из поездки в Ленинград, она получила авторские экземпляры своей книги "Ненцы". Велики были ее радость и волнение. А как воспримут книгу в ненецких округах, все ли в ней точно, ясно и интересно изложено. А вдруг обнаружатся какие-то погрешности. Но книга была воспринята очень хорошо. Мысль ученого не стоит на месте, и Людмила Васильевна думала о следующей, более углубленной работе, где были бы более подробно освещены проблемы этногенеза (формирование данной этнической общности) и этнической истории ненцев (связи между уже сформировавшейся народностью и ее соседями). Для этой цели были необходимы дополнительные лингвистические и этнографические материалы. Она хотела побывать еще раз в Малоземельской тундре у колвинских ненцев, а также на Кольском полуострове, где с конца XIX в. жила группа ненцев. Задуманное удалось осуществить во время поездок 1968 г. (Нёльмин Нос, Красное), 1971 г. (оленсовхоз в районе Воркуты, Ямал, северные районы Коми АССР: Усть Уса, Колва), 1973 г. (Ловозерский район Мурманской области). В1975 г. Л. В. Хомич еще раз посетила Ненецкий округ. По материалам этих поездок были написаны ряд статей: "Об этнической принадлежности колвинцев", "Ненцы и коми Кольского полуострова", а также книга "Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев" (1976). К сожалению, состояние здоровья больше не позволило Людмиле Васильевне совершать новые поездки, но материал, накопленный во время экспедиций, был очень значителен. В последующие годы Л.В. Хомич работала над темой "Колыбель в традиционной культуре народов Сибири". В последние годы работы в Институте этнографии Людмила Васильевна стала готовить новое издание книги "Ненцы", т. к. старое издание уже являлось библиографической редкостью. Параллельно ею готовился научно-популярный вариант книги для издательства "Просвещение". Получилось так, что обе эти книги вышли почти одновременно: в 1994 и 1995 гг. Они разные, но очень хорошо дополняют друг друга. Уже после ухода на пенсию в 1991 г. для издательства "Просвещение" (Серия "Народы Севера и Дальнего Востока") Людмила Васильевна подготовила две небольшие книги — "Саамы" и "Нганасаны".