Пережила Ленинградскую блокаду. В 1952—1957 гг. училась на историческом факультете Ленинградского государственного университета, в 1957—1959 гг. — в Вечернем Университете марксизма-ленинизма при Ленинградском Горкоме КПСС, одновременно (до 1961 г.) работая архивариусом в Институте истории партии при Ленинградском Обкоме КПСС. В 1961 — 1962 гг. работала в НИИ вечерних (сменных) и заочных средних школ Академии педагогических наук РСФСР. С 1962 г. — в Ленинградской части Института этнографии АН СССР, пройдя путь от старшего научно-технического сотрудника до ведущего научного сотрудника Отдела Сибири. В 1974 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Ранние представления нганасан о человеке (по материалам погребального обряда ХIХ — начала ХХ века)». Была опытным полевым исследователем, проведя более двадцати сезонов в арктической зоне. Несколько экспедиций имели комплексный характер, она работала совместно с археологами, социологами среди юкагиров, долган, нганасан. Ей удалось собрать уникальные материалы по традиционной и современной культуре коренных северных народов, приобрести уникальные коллекции для фондов МАЭ, отснять тысячи фотографий, представляющих жизнь народов Севера. Провела большую работу по научному описанию коллекций. Принимала участие в создании всех коллективных трудов отдела Сибири. Ее статьи были опубликованы во многих изданиях научных центров и университетов Сибири. Много времени Г.Н. Грачева посвятила разбору архивных материалов ученого-сибиреведа А.А. Попова (1902—1960), подготовив к печати его работы о нганасанах. В течение пяти лет занималась подготовкой к публикации фундаментального труда А.А. Попова «Религия долган» объемом около 50 а.л. (к сожалению, работу не удалось завершить). Мечтала опубликовать в полном объеме работу А.А. Попова «Нганасаны. Социальное устройство и верования» со всеми иллюстративными и важнейшими полевыми материалами. Активно участвовала в творческой жизни многих научных коллективов и являлась членом ряда научных советов, в течение многих лет она входила в Западно-Сибирский научный совет по археологии, была членом совета постоянного семинара по шаманизму в Санкт-Петербурге и т. д. Оказывала большую помощь местным краеведческим музеям. Особую заботу она проявила в отношении Дудинского музея, всячески содействовала расширению его фондов, организации квалифицированного учета и хранения экспонатов. Погибла в авиакатастрофе на Чукотке, участвуя в совместной с французскими исследователями экспедиции.
Сфера научных интересов: История и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока; история и этнография финно-угорских народов; этнография нганасан.
Основные научные достижения: Серия работ по этнографии народов Таймыра и по традиционному мировоззрению народов Сибири в целом. Ее монография «Традиционное мировоззрение нганасан» явилась фундаментальным вкладом в сибиреведение. Автор более ста научных работ.
Основные публикации:
• Традиционные культы нганасан. Памятники культуры народов Сибири и Севера: (2-я половина XIX — начало XX в.). Сборник Музея антропологии и этнографии; т. 33 Отв. ред. И.С. Вдовин. Ленинград: Наука, 1977;
• Культовый комплект нганасан. Материальная культура и мифология. Сборник Музея антропологии и этнографии; т. 37. Отв. ред. Б.Н. Путилов. Ленинград: Наука, 1981. С. 153—158;
• Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан). Л., 1983;
• Попов А.А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. Отв. ред. Г.Н. Грачева и Ч.М. Таксами. Л., 1984.
Читать далее