Собиратели
Дыренкова Надежда Петровна
Дыренкова Надежда Петровна
ФИО
Дыренкова Надежда Петровна
Годы жизни
31 мая 1899 — 28 октября 1941
Биография
Надежда Петровна Дыренкова (31 мая 1899-28 октября 1941) родилась в дер. Соснинка Новгородского уезда Новгородской губернии, в семье лесопромышленника. После окончания в Петербурге гимназии начинает с 1918 г. учительствовать в г. Луге и помогать семье (отец умер в 1910 г.). В 1920 г. отдел народного образования Луги направил Н. П. Дыренкову для продолжения учебы и получения высшего образования в Петроградский педагогический институт. Поступив в него, она вскоре переводится на этнографический факультет Географического института. Ее учителями этнографии были Л. Я. Штернберг и В. Г. Богораз, а тюркологии — А. Н. Самойлович и С. Е. Малов. Специальность по диплому — этнограф-языковед тюркских языков. Еще в студенческие годы началась экспедиционная деятельность Дыренковой. Во время самостоятельных поездок на Алтай она изучала язык, обычаи, верования тюркских народов этого горного края. В 1925 г., после окончания института, Н. П. Дыренкова получает приглашение с 1 ноября занять должность практиканта в МАЭ и младшего ассистента на отделении этнографии в ЛГУ. С тех пор она неизменно вела свою работу по этим двум направлениям. На этнографическом отделении географического факультета университета, а затем в Ленинградском историко-лингвистическом институте она читала лекции и вела семинары по этнографии, фольклору и языкам тюркских народов Сибири. В 1926—1932 гг. она преподавала тюркские языки северянам в Институте народов Севера. В 30-е годы Н. П. Дыренкова принимает деятельное участие в конференциях и практической работе, проводимой Всесоюзным центральным комитетом нового алфавита при Совете национальностей ЦИК СССР. По его просьбе Надежда Петровна давала заключение об алфавитах хакасского, шоркского и ойротского языков и подготавливала грамматики этих языков. В конце 1940 г. по поручению коллегии Народного комиссариата просвещения она предприняла поездку в Горный Алтай для оказания практической помощи местным отделам народного образования и школам в постановке преподавания тюркских языков. С 1931 г. Н. П. Дыренкова — научный сотрудник 1-го разряда, с 1937 г.— старший научный сотрудник Кабинета Сибири сначала МАЭ, затем Института антропологии и этнографии. В течение трех лет она обучается в аспирантуре АН СССР. В связи с поступлением в аспирантуру акад. А. Н. Самойлович так охарактеризовал ее кандидатуру: «Избранная Н. П. Дыренковой специальность имеет важное значение в нашей стране, где турецкие племена составляют значительную часть населения. Более подготовленного по данной специальности (этнография турецких народов), чем Н. П. Дыренкова, кандидата на аспирантуру при АН мне неизвестно». Тема ее диссертации — «Мировоззрение, религиозные представления и формы культа у турецких охотничьих и скотоводческих племен тюркско-монгольских народов». Все эти годы она ведет интенсивную экспедиционно- собирательскую деятельность, много публикуется. В 1935 г. президиум АН СССР присудил ей без защиты степень кандидата по этнографии. Имя Н. П. Дыренковой было известно и за рубежом. Ее доклад «Культ медведя у тюркских племен народов Сибири», подготовленный по просьбе Франца Боаса, вошел в материалы XXIII Международного конгресса американистов, а доклад «Значение термина „бура“ у алтайских тюрков, относящихся к культуре лошади и оленя», был представлен в 1934 г. Всемирному тюркологическому конгрессу лингвистов в Анкаре. Ею же при участии акад. А. Н. Самойловича сделано квалифицированное научное описание коллекции предметов быта, культа и народных инструментов алтайцев, переданной АН СССР в дар Этнографическому музею в Анкаре. Это описание получило в Турции высокую оценку научной общественности и официальных органов. В 1932 г. во время очередной экспедиции Н. П. Дыренкова тяжело заболела (волчанка, или кожный туберкулез, на лице и теле от сильных солнечных ожогов). Болезнь особенно обострилась после начала войны, блокады. Роковую роль сыграло и воспаление легких, случившееся в результате дежурств в холодное осеннее время. Она знала, что скоро умрет, о чем свидетельствует оставленное ею завещание. Вместе с коллегами она вплоть до последнего вздоха выполняла различные поручения по охране объекта, входила в состав 3-го звена бригады по сохранению музейных ценностей. В приказе директора Института этнографии АН СССР проф. И. Н. Винникова от 29 октября 1941 г. сообщалось, что старейшая сотрудница Института, крупнейший специалист по этнографии и языкам тюркских народов Сибири, ближайшая ученица великого русского этнографа Л. Я. Штернберга Надежда Петровна Дыренкова скончалась на своем посту. Труды Н. П. Дыренковой продолжают самостоятельную жизнь; некоторые из них увидели свет уже после войны. Имя Надежды Петровны и сегодня с уважением произносится этнографами, языковедами и тюркологами.
Прочие сведения
Публикации Род, классификационная система родства и брачные нормы у алтайцев и телеут. // Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. / Под ред. В. Г. Богораза и Л. Я. Штернберга. — Л.: Издание Комиссии по устройству студенческих этнографических экскурсий, 1926. — Вып. I. — С. 247—259. Родство и психические запреты у шорцев. // Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. / Под ред. В. Г. Богораза и Л. Я. Штернберга. — Л.: Издание Комиссии по устройству студенческих этнографических экскурсий, 1926. — Вып. I. — С. 260—265. Брак, термины родства и психические запреты у кыргызов. // Сборник этнографических материалов. / Под ред. В. Г. Богораз-Тана. — № 2. — Л., 1927. — С. 7 — 25. Культ огня у алтайцев и телеутов. // Сб. МАЭ. — Л., 1927. — Т. VI. — С. 63 — 78. 1) Частично переиздано (стр. 66-68, 71-72) в книге: Религиозные верования народов СССР. Сборник этнографических материалов. — М.-Л.: «Московский рабочий», 1931. — С. 193—194. (раздел «Алтайцы», С.180-201, сост. М. Г. Левин); 2) Частично переиздано (стр. 72-74, 77-78) в книге: Бурханизм — Ак-Јанг: документы и материалы. — Горно-Алтайск: ГУ книжное изд-во «Юч-Сюмер — Белуха» РА, 2004. — С.93-95 (full text) Озуп и Абыл — хозяйственные орудия шорцев Кузнецкой тайги (из области первобытной культуры турецких племен). // Культура и письменность Востока. — Баку: Издание ВЦК НТА, 1928. — Кн. III. — С. 103—123. (соавтор Л. П. Потапов) (full text) Умай в культе турецких племен. // Культура и письменность Востока. — Баку: Издание ВЦК НТА, 1928. — Кн. II. — С. 134—139. Птица в космогонических представлениях турецких племен Сибири. // Культура и письменность Востока. — Кн.4. — Баку: Издание ВЦК НТА, 1929. — С. 119—126. 1930 Получение шаманского дара по воззрениям турецких племен. // Сб. МАЭ. — Л., 1930. — Т.IX. — С. 267—291. Bear Worship among the Turkish Tribes of Siberia. // Proceedings of the Twenty-Third (23rd) International Congress of Americanists. Held at the New York, September 17-22, 1928. — New York, 1930. — pp. 411—440. Учебник шорского языка [Рец.: F. Cispiyakof. Naa cadьq lştəp kьrcaŋ kniqa şor skolarьnda. 2-ci сьlda. SSSR conьnan, Səntr izdatəlstvazь Moskva 1932. Ф. Чиспияков Новая жизнь. Рабочая книга по родному языку для 2 года на шорском языке. Центральное издательство народов СССР. Москва. 1932 г. 162 стр.] // Письменность и революция. — Сборник I (к VI пленуму ВЦК НА). — М.-Л.: Издание ВЦК НА, 1933. — С. 223—227. К вопросу об орфографии шорского языка [Рец.: Чиспияков Ф. С., Кусургашев Ф. Книга для чтения. Часть II, 2-й год обучения. М. Новосибирск. Запсибкрайгиз. 1934. 82 стр.] // Литература национальностей СССР. — 1935 — № 9. — С.22-23. Отражение борьбы материнского и отцовского начала в фольклоре телеутов и кумандинцев. // СЭ. — 1936. — № 6. — С. 101—115 (резюме на фр.). Пережитки идеологии материнского рода у алтайских тюрков (духи emegender ~ örökenner). // Памяти В. Г. Богораза (1865—1936). Сб. статей. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937. — С. 123—145 (резюме на фр.). Пережитки материнского рода у алтайских тюрков. Авункулат. // СЭ. — 1937. — № 4. — С. 18 — 45 (резюме на фр.). Грамматика ойротского языка. / Отв. ред. С. Е. Малов. [Пред. С. Е. Малова]. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. — 303 с. Шорский фольклор / Записи, перевод, вступ. статья и прим. Н. П. Дыренковой; Ин-т этнографии Акад. наук СССР, Фольклор. комиссия; [отв. ред. акад. И. И. Мещанинов]. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. — 448 с. (Рец.: Потапов Л. П. // СЭ. — 1948. — № 3. — С. 198—203.; Рец.: Смердов А. // Сибирские огни. — 1941. — № 2. — С. 129—131) Грамматика шорского языка. / Отв. ред. С. Е. Малов. — М.- Л.: Изд-во АН, 1941. — 308 с. Кумандинские песни «taqpaq». // Советский фольклор. Сборник статей и материалов. — 1941. — № 7. — С. 82 — 90. Грамматика хакасского языка. Фонетика и морфология. [Пред. Н. А. Баскакова]. — Абакан: Советская Хакасия, 1948. — 123 с. (Рец.: Исхаков Ф. Г. // Советская книга. — 1948. — № 8. — С. 103—104.) Материалы по шаманству у телеутов. // Сб. МАЭ.- М.-Л., 1949. — Т. X. — С. 108—190. (частично переиздано: Обряд камлания с новым бубном. // Баскаков Н. А., Яимова Н. А. Шаманские мистерии Горного Алтая. — Горно-Алтайск, 1993. — С. 117—121.) (full text). Охотничьи легенды кумандинцев. // Сб. МАЭ. — М.-Л., 1949. — Т.XI. — С. 110—132. (full text). Тофаларский язык. // Тюркологические исследования. / Отв.ред. А. К. Боровков. — М.-Л., 1963. — С.5 — 23. Kinderschutz bei den Schoren. // Glaubenswelt und Folklore der sibischen Völkern. / Herausgegeben con V. Diószegi. — Budapest: Akadémiai Kiadó, 1963. — S. 257—259. Шорский фольклор: Оленг Тайджи: Героическая поэма. — Рассказы. — Легенды. — Поговорки. — Загадки. — Песни / Подстроч. пер. с шор. Н. П. Дыренковой // Огни Кузбасса. — 1968. — № 2. — С. 39 — 49. Темир-тау. — Железная дорога. / Запись Н. П. Дыренковой. // Сказание о просторе: Сказки народов Бурятии, Горного Алтая, Калмыкии, Тувы, Хакасии, Якутии и малых народов Сибири — долган, тофаларов, шорцев. / Сост., автор послесл. и коммент. Ч. М. Таксами. — Л.: Лениздат, 1988. — С. 340—343. Как созвездие Кан-Ергек появилось / Запись Н. П. Дыренковой. // Сказание о просторе: Сказки народов Бурятии, Горного Алтая, Калмыкии, Тувы, Хакасии, Якутии и малых народов Сибири — долган, тофаларов, шорцев. / Сост., автор послесл. и коммент. Ч. М. Таксами. — Л.: Лениздат, 1988. — С. 343. Догадливая выдра. / Запись Н. П. Дыренковой; литературная обработка А. Смердова // Сказание о просторе: Сказки народов Бурятии, Горного Алтая, Калмыкии, Тувы, Хакасии, Якутии и малых народов Сибири — долган, тофаларов, шорцев. / Сост., автор послесл. и коммент. Ч. М. Таксами. — Л.: Лениздат, 1988. — С. 357—358. Отчего у глухаря глаза покраснели. / Запись Н. П. Дыренковой; литературная обработка А. Смердова. // Сказание о просторе: Сказки народов Бурятии, Горного Алтая, Калмыкии, Тувы, Хакасии, Якутии и малых народов Сибири — долган, тофаларов, шорцев. / Сост., автор послесл. и коммент. Ч. М. Таксами. — Л.: Лениздат, 1988. — С. 362—363. Из полевого дневника за 1925 г. // Шорский сборник. Вып. 1 Историко-культурное и природное наследие Горной Шории. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. — С. 118—124. Шорская героическая сказка «Каткан-Чула, имеющий старшую сестру Алтын-Коок» [подгот. к публ. Д. А. Функа]. // Народы Российского Севера и Сибири. / Сибирский этнограф. сб. № 9. — М., 1999. — С. 129—140. Функ Д. А. Причеть (сығыт) у бачатских телеутов. // Расы и народы. — Вып. 28. / Отв. ред. З. П. Соколова, Д. А. Функ. — М.: Наука, 2002. — С. 243—269 (Приложение к статье (с. 258—262) — тексты плачей-сығытов: АМАЭ РАН Ф.3. Оп.1. № 32. Варианты редакции текстов и перевод Д. А. Функа.) Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы = Turkic peoples of Sayano-Altai : articles and ethnographic material / Н.П. Дыренкова; [подгот. рукописи и коммент. Д. Арзютов, И. Невская, Л. Павлинская, К. Шёниг]; Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). – СПб: МАЭ РАН, 2012. – 408, [1] л. портр.: ил. – (Серия КА «Кунсткамера – Архив»; т. 6) — ISBN 978-5-02-038314-2