Единственная дочь в семье, относящейся к дворянской интеллигенции шведского происхождения. Отец Иван Эдуардович Гаген-Торн — известный хирург, профессор Военно-медицинской академии, заведующий хирургической клиникой барона Виллие, действительный тайный советник. Мать Вера Александровна (девичья фамилия Зоргенфрей) происходила из семьи крупного железнодорожного служащего, помогала в работе будущему мужу как медсестра. Закончила частную гимназию Оболенской (1918 г.). Училась на факультете общественных наук Петроградского университета, слушала лекции Л.Я. Штернберга и В.Г. Богораза (1918 – 1924 гг.). Была активной участницей Вольной Философской ассоциации (Вольфила). 1921 г. уехала на Донбасс в качестве культпросветинструктора Всероссийского союза металлистов. После окончания университета была аспиранткой Института литератур и языков Запада и Востока у Д.К. Зеленина (1927 – 1930 гг.), работала в ГАИМК. Много времени провела в экспедициях по Русскому Северу (одна совершала поездки по Северу: с Белого моря по Северной Двине до Котласа, а затем вверх по Каме до Чердыни), Забайкалью. В начале 1930-х гг. работала Мордовии, собирая материалы по одежде и орнаменту для Саранского научно-исследовательского института. В эти же годы преподавала географию, русский и остякский языки в Институте народов Севера, начала работать в Институте антропологии, археологии и этнографии АН СССР. С ноября 1933 г. она научный сотрудник отдела Сибири и Северной Европы и занимается составлением библиографии по остякам и вогулам. Ее назначают секретарем редакции справочника «Народы СССР», секретарем редакции журнала «Советская этнография». Яркая научная карьера была прервана двумя арестами. Периоды заключения пришлись на наиболее плодотворные для исследовательской работы годы. В октябре 1936 г. была арестована в первый раз. Срок (1937 – 1942 гг.) отбыла на Колыме, затем была сослана в Курганскую область. После освобождения переехала в Москву, работала в Фундаментальной Библиотеке общественных наук. В январе 1946 г. в Институте этнографии АН СССР (Москва) защитила кандидатскую диссертацию «Элементы одежды народностей Поволжья как источник для этногенеза». В декабре 1947 г. была вновь арестована и отправлена в Темниковские лагеря (Мордовия) (до января 1953 г.), затем сослана на вечное поселение на Енисей. Освобождена в апреле 1954 г. Лагерь стал ее исследовательским полем: она фиксировала топографию тюрем и пересыльных пунктов, описала поведение, особую этику и элементы речевого этикета заключенных, отмечала, как протекает праздничная и обыденная жизнь в экстремальных ситуациях у представителей разных национальностей и разного вероисповедания. В ссылке на Енисее изучала жизненный уклад и живую речь сибирских старожилов. После реабилитации в 1956 г. и возвращения в Ленинград, работая в Ленинградской части Института этнографии АН СССР (до выхода на пенсию в 1960 г.), продолжила занятия культурой русского населения Сибири и в 1958 г. ездила в Ангарскую экспедицию вместе с Л. М. Сабуровой. В последние годы жизни активно занималась научной работой, в частности, исследованием «Слова о полку Игореве», отдав этой, пока не опубликованной монографии, по крайней мере, последние пятнадцать лет жизни, писала воспоминания, изучала жизнь и научную деятельность своих учителей (Л.Я. Штернберга, Д.К. Зеленина). Ей принадлежат воспоминания об А. Блоке, А. Белом, О. Форш. Публиковались ее рассказы и стихи. Ее поэтическое дарование было отмечено Анной Ахматовой, Борисом Пастернаком, Евгением Евтушенко. Похоронена в поселке Большая Ижора, где прошли ее детство и юность и где в своем родном доме она жила и работала большую часть времени после возвращения из последней ссылки.
Сфера научных интересов: История и этнография народов Урало-Поволжья; история и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока; историография, источниковедение и методология этнографической науки; история материальной культуры; фольклористика (русский и болгарский фольклор).
Основные научные достижения: Серии работ по материальной культуре народов Поволжья, по истории отечественной этнографии. Работы по истории и интерпретации «Слова о полку Игореве» (сочетают научно-этнографический и поэтический подходы, учитывают как лингвистические данные (русского языка и диалектов), так и данные этнографии).
Членство в научных организациях и союзах: Вольно-философская ассоциацию (первоначально академия) — Вольфил, существовавшая в 1918–1923 гг. (по другим данным в 1919–1924 гг.).
Основные публикации:
• Этнографические работы в Чувашской республике // Сообщения ГАИМК. 1929. Т. 2. С. 174–194;
• Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы // Советская этнография. 1933. № 5–6. С. 76–88;
• Болгарская одежда. (По коллекциям ленинградских музеев) // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 18. Отв. ред. С.П. Толстов. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1958. С. 209–278;
• Женская одежда народов Поволжья: Материалы к этногенезу. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1960;
• Деревянная утварь Усть-Цильмы (по коллекциям ленинградских музеев). // Сборник Музея антропологии и этнографии: Т. 21. Отв. ред. Л.П. Потапов. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1963. С. 65–77;
• Думки з приводу сна князя Святослава у «Словi о полку Iгоревi» // Народна творчiсть та етнографiя (Киев). 1963.№ 4. С. 100–104;
• О филологическом и историческом анализе «Слова о полку Игореве» // Советская археология. 1970. № 3. С. 283–288;
• Ленинградская этнографическая школа в двадцатые годы (у истоков советской этнографии) // Советская этнография. 1971. № 2. С. 134–145;
• Ретроспективный метод анализа в трудах Д.К. Зеленина // Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. 1971. Т. 95. С. 171–180;
• Воспоминания о Блоке // Блоковский сборник 2. Тарту: Издательство Тартуского государственного университета, 1972. С. 444–446;
• Некоторые замечания о «темных местах» «Слова о полку Игореве». (Заметки этнографа) // Советская этнография. 1972. № 2. С. 51–60;
• Новата книга за «Слово о полку Игореве» // Език и литература (София). 1972. Кн. 2. С. 104–111;
• Анимизм в художественной системе «Слова о полку Игореве» // Советская этнография. 1974. № 6. С. 110–118;
• Лев Яковлевич Штернберг. М.: Наука, 1975;
• О структуре «Слова о полку Игореве» // Scando-Slavica (Copenhagen). 1976. T. 22. S. 65–78;
• Боян — песнотворец български // Български фолклор (София). 1979. Кн. 4. С. 14–29;
• Д.К. Зеленин как педагог и ученый (ленинградский период) // Проблемы славянской этнографии Л.: Наука, 1979. С. 44–61;
• Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый) // Андрей Белый: проблемы творчества. М.: Советский писатель, 1988. С. 546–556;
• Вольфила: Вольно-философская ассоциация в Ленинграде в 1920–1922 гг. // Вопр. филос. 1990. № 4. С. 88–104;
• В ссылке на Енисее // СЭ. 1990. № 3. С. 97–113;
• Андрей Белый как этнограф // Этнографическое обозрение. 1991. № 6. С. 87–91;
• Прокофьевы в Яновом Стане / Вступ. ст. Г.Ю. Гаген-Торн // Этнографическое обозрение. 1992. № 4. С. 91–110;
• Memoria. М.. 1994 [2-е изд. М.: Возвращение, 2010];
• Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый) // Воспоминания об Андрее Белом / Сост. В.М. Пискунов. М.: Республика, 1995. С. 347–357;
• Вольфила: Вольно-философская ассоциация в Ленинграде в 1920–1922 гг. // Воспоминания об Андрее Белом / Сост. В.М. Пискунов. М.: Республика, 1995б. С. 208–214;
• Город мой, дом мой. Сост. и вступ.ст. Г. Гаген-Торн. // Журнал «Нева», СПб, 2000;
• Обрядовые полотенца у народностей Поволжья // Этнографическое обозрение. 2000. № 6. С. 103–117.
Читать далее