Из семьи служащих. В 1973—1978 гг. студент кафедры этнографии и антропологии исторического факультета ЛГУ. В 1978—1980 гг. служил в Советской Армии, в том числе в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. В 1981—1984 гг. аспирант ЛЧ ИЭ АН СССР. Учителя в науке: Р. Ф. Итс, А. В. Гадло, Д. Г. Савинов, Л. И. Лавров, В. К. Гарданов. С 1984 г. младший научный сотрудник, старший научный сотрудник отдела Средней Азии, Кавказа и Казахстана ЛЧ ИЭ АН СССР, с 1998 г. руководитель группы, с 2002 г. заведующий отделом Кавказа МАЭ; с 2004 г. по совместительству ведущий научный сотрудник отдела проблем современной этнографии, межнациональных отношений и этнографического музееведения РЭМ. В мае 1984 г. в ЛЧ ИЭ защитил кандидатскую диссертацию на тему: «“Вольные” общества Северного Кавказа в XVIII — первой половине XIX в. (к вопросу о роли патриархально-родовых и общинных институтов в процессе формирования раннеклассовых отношений)», в мае 1999 г. в МАЭ РАН защитил докторскую диссертацию на тему «Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. XIX — начало ХХ в.». Опытный полевой исследователь: с 1981 г. участвовал в экспедиционных исследованиях в Дагестане, Северной Осетии, Ингушетии, Чечне, Грузии, Ставропольском крае. Участник IV—VI Конгрессов этнографов и антропологов России, организатор серии научных конференций по кавказоведению.
Сфера научных интересов: История и этнография народов Северного и Южного Кавказа, мировоззренческие аспекты культуры народов Кавказа, традиционные социальные институты, современные социокультурные и этносоциальные процессы на Кавказе.
Основные научные достижения: Был одним из лидеров социокультурных исследований в кавказоведении, автор свыше 200 работ, в том числе четырех монографий (одна из которых в соавторстве), много сделал для сохранения научного наследия своих предшественников, открыл двери в науку целой группы талантливых молодых исследователей.
Основные публикации:
• Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб.: МАЭ РАН, 1996. 312 с.;
• Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 414 с. Переиздание: Нальчик, Изд-во М. и В. Котляровых (в серии «Кавказ»; Вып. 10), 2013. 408 с.;
• Взгляд на горцев. Взгляд с гор: Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. 656 с.;
• Горцы после гор. Миграционные процессы в Дагестане в XX — начале XXI в.: их социальные и этнокультурные последствия и перспективы (совместно с Е.Л. Капустиной). СПб., «Петербургское востоковедение», 2011. 448 с. + 1 л. илл.;
• Джигиты // Джигиты. Абреки (совместно с Ю.М. Ботяковым). Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2014. С. 3–252;
• Народные собрания и старшины в «вольных» обществах Северной Осетии в XVIII — первой половине XIX в. // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. Орджоникидзе, 1985. С. 102–118;
• Исторические предания цезов // Новое в этнографии. Полевые исследования. М., 1989. Вып. 1. С. 90–96;
• К проблеме ингушской автономии // Советская этнография. 1990. № 5. С. 29–33;
• Судьба малых народов Дагестана в контексте социально-политических процессов // Этнические проблемы развития национальных отношений. Владикавказ, 1992. С. 116–121;
• Маска и образ // Этносемиотика ритуальных предметов. СПб., 1993. С. 16–27;
• Ребенок и подросток в контексте культуры народов Западного Дагестана // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. СПб., 1998. С. 115–147;
• Царица Тамара: Реалии и образ в фольклоре // Астарта. Вып. 2: Женщина в структурах власти архаических и древних обществ. СПб., 1999. С. 104–125;
• «Шахские» игры в Дагестане (опыт функционального и сравнительно-исторического анализа) // Народные игры и игрушки. СПб., 2000. С. 28–53;
• Кавказская женщина: мировоззренческие предпосылки общественного статуса // Этнографическое обозрение. 2000. № 4. С. 22–32;
• Россия и этносоциальные процессы на Северном Кавказе в новое и новейшее время // Россия и Кавказ — сквозь два столетия. СПб., 2001. С. 190–202;
• Политические лидеры Чечни и Дагестана конца XVIII — первой половины XIX в.: средства и методы достижения власти // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т. V. № 3. С. 162–177;
• Мужские союзы в культуре и общественной жизни горцев Кавказа // Россия и Кавказ: история, религия, культура. СПб., 2003. С. 64–84;
• Каратинское сельское общество в начале XXI века // Радловские чтения — 2004: Тез. докл. СПб., 2004. С. 14–16;
• «Женский» костюм ряженого из Дагестана в собрании МА // Курьер Петровской Кунсткамеры. СПб., 2004. Вып. 10–11. С. 96–99;
• Социокультурные трансформации в Дагестане за последние два столетия // VI Конгресс этнографов и антропологов России. Санкт-Петербург, 28 июня — 2 июля 2005 г.: Тезисы докладов. СПб., 2005. С. 354;
• Историк. Этнограф. Кавказовед. К столетию со дня рождения Л.И. Лаврова // Научная мысль Кавказа. 2009. № 2. С. 84–92;
• Из истории переселенческого движения в Дагестане. Судьба Кази-юрта // Этнографическое обозрение. 2010. № 1. С. 33–46;
• Национальный ресурс в политике государства: диалоги центра и автономий Северного Кавказа в 1920–1930-е годы // Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа. СПб., 2012. С. 299–375;
• Кизляр как зеркало российской истории Кавказа // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде / Под ред. Ю. М. Ботякова. CПб., 2013. С. 38–110;
• Советизация 1920-х годов на местах: взаимодействие государственных и общественных институтов // Платон. 2014. № 4. С. 15–18.
Читать далее