Китайцы никогда не были особыми мореходами, но еще в III в. до н. э. создатель первой всекитайской империи Цинь Ши-хуан, озаботившись достижением бескрайнего долголетия, не раз посылал в далекие моря экспедиции в поисках островов, где обитают небожители-бессмертные — .юди, которым подвластно время и стихии, удивительные существа, в веселье вечности путешествующие по морям на невиданных кораблях, которым не страшны любые шторма. На ладьях небесных.
Нам трудно сказать, были ли похожи эти ладьи — ибо кто их видел? — на выходившие из рук китайских мастеров макеты, модели и игрушки, и в частности, на эту игрушку — механический кораблик с музыкантами, представляющий собой модель традиционного прогулочного судна, на котором, в сопровождении слуг, музыкантов и танцовщиц путешествует знатный китаец. Корпус корабля выполнен из дерева и обшит слоновой костью и жестью. Фигурки музыкантов и танцовщиц также сделаны из слоновой кости, а фигурка божества-покровителя — из янтаря. Внутри корпуса скрыт механизм, напоминающий часовой, который заводится с помощью ключа и приводит в действие расположенные на днище колесики, благодаря чему движется корабль, а также фигурки музыкантов и танцовщицы.
Из-за серьезных повреждений не удалось реставрировать этот уникальный механизм полностью и восстановить механику в ее первозданном виде — ведь эта механическая игрушка была приобретена в Пекине в 1719—1720 гг., когда там пребывало русское посольство во главе с чрезвычайным посланником Л. В. Измайловым. Именно тогда, при дворе маньчжурского императора Кан-си (Kang-xi), работала часовая мастерская, где китайские умельцы под руководством и наблюдением европейских миссионеров-иезуитов впервые начали изготавливать подобные механические игрушки. После смерти Кан-си, в 1722 г., мастерская прекратила свое существование: последующие владыки Китая не интересовались европейской техникой.
Судьба этого кораблика непроста: точно не известно, были ли такие игрушки подарены посольству Л.В. Измайлова или же были куплены благодаря связям секретаря российского посольства Лоренца Ланга, имевшего тесные связи с европейскими миссионерами. Дальнейшая история этого экспоната также окутана тайной, ибо еще совсем недавно считалось, что после пожара 1747 г. в Кунсткамере не осталось коллекций, относящихся к Петровскому времени — и вот, теперь, после долгих, занявших несколько десятилетий исследований в собрании Музея был выявлен уникальный экспонат петровской эпохи, редкий не только в российских, но и в зарубежных собраниях.
Читать далее