Вернуться
46 из 102
Просмотрено 46 из 102
Эпизод «медвежьего праздника» – исполнение обрядового танца перед шкурой «священного зверя» под аккомпанемент музыкального инструмента "тор-сапль-юх" Ханты (остяки). Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Октябрьский р-он, с. Троицкий юрт (Тюменская губерния, Кондинская волость). 1876
Эпизод «медвежьего праздника» – исполнение обрядового танца перед шкурой «священного зверя» под аккомпанемент музыкального инструмента "тор-сапль-юх" Ханты (остяки). Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Октябрьский р-он, с. Троицкий юрт (Тюменская губерния, Кондинская волость). 1876
Музейный номер
МАЭ № 106А-34
Наименование, название
Эпизод «медвежьего праздника» – исполнение обрядового танца перед шкурой «священного зверя» под аккомпанемент музыкального инструмента "тор-сапль-юх"
Этническая принадлежность
ханты (остяки)
Место создания
Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Октябрьский р-он, с. Троицкий юрт (Тюменская губерния, Кондинская волость)
Географическая локализация места создания
Западно-Сибирская равнина
Время создания
Экспедиция
Экспедиция И.С. Полякова в Западную Сибирь в бассейн реки Обь
Собиратель-частное лицо
Материал
светочувствительный слой, бумажная подложка
Аннотация
«Медвежий праздник» проводился хантами после удачной охоты на медведя и включал в себя целый комплекс обрядов, длившихся в течение нескольких дней. Кульминационным моментом праздника было размещение шкуры животного, снятой вместе с головой и передними лапами, на столе или специальном помосте, «угощение» медведя как желанного и почетного гостя праздничной едой, и исполнение перед ним обрядовых песен и плясок, заканчивающееся коллективной трапезой вареным мясом «священного зверя». В основе символического содержания праздника, распространенного среди многих народов Сибири, лежал сложный комплекс представлений о медведе, образ которого был наполнен многими сакральными смыслами. Ханты считали медведя сыном верховного небесного божества Нуми-Торума, культурным героем, хозяином тайги и промысловых животных, поэтому во время праздника медведя просили послать удачную охоту. Медведица воспринималась прародительницей фратрии Пор (одного из этносоциальных подразделений хантов), научившей людей всем обрядам «медвежьего праздника». Весь этот многогранный комплекс идеологических представлений восходит к древнейшему культу «умирающего и воскресающего зверя», в котором воплотилось познание человеком основного закона бытия – вечная смена жизни и смерти.
Собрание
Фотоколлекция
Ключевые слова
народы Сибири и Дальнего Востока, ханты, ханты (остяки)
Селение хантов. Ханты (остяки). Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ (Тобольская губ.). 1876
Участники "медвежьего праздника" в Троицких Юртах. Ханты (остяки). Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ (Тюменская губ.). 1876