Эпизод «медвежьего праздника» – исполнение обрядового танца перед шкурой «священного зверя» под аккомпанемент музыкального инструмента "тор-сапль-юх" Ханты (остяки). Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Октябрьский р-он, с. Троицкий юрт (Тюменская губерния, Кондинская волость). 1876
Эпизод «медвежьего праздника» – исполнение обрядового танца перед шкурой «священного зверя» под аккомпанемент музыкального инструмента "тор-сапль-юх" Ханты (остяки). Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Октябрьский р-он, с. Троицкий юрт (Тюменская губерния, Кондинская волость). 1876
«Медвежий праздник» проводился хантами после удачной охоты на медведя и включал в себя целый комплекс обрядов, длившихся в течение нескольких дней. Кульминационным моментом праздника было размещение шкуры животного, снятой вместе с головой и передними лапами, на столе или специальном помосте, «угощение» медведя как желанного и почетного гостя праздничной едой, и исполнение перед ним обрядовых песен и плясок, заканчивающееся коллективной трапезой вареным мясом «священного зверя». В основе символического содержания праздника, распространенного среди многих народов Сибири, лежал сложный комплекс представлений о медведе, образ которого был наполнен многими сакральными смыслами. Ханты считали медведя сыном верховного небесного божества Нуми-Торума, культурным героем, хозяином тайги и промысловых животных, поэтому во время праздника медведя просили послать удачную охоту. Медведица воспринималась прародительницей фратрии Пор (одного из этносоциальных подразделений хантов), научившей людей всем обрядам «медвежьего праздника». Весь этот многогранный комплекс идеологических представлений восходит к древнейшему культу «умирающего и воскресающего зверя», в котором воплотилось познание человеком основного закона бытия – вечная смена жизни и смерти.