Вернуться
3 из 4
Просмотрено 3 из 4
Изображение духов-предков покровителей семьи “эмегендеров”. Телеуты. Томская область (Томская губ.), конец XIX - начало XX вв.
Изображение духов-предков покровителей семьи “эмегендеров”. Телеуты. Томская область (Томская губ.), конец XIX - начало XX вв.
Музейный номер
МАЭ № 2014-6
Наименование, название
Изображение духов-предков покровителей семьи “эмегендеров”
Этническая принадлежность
Место создания
Томская область (Томская губ.)
Географическая локализация места создания
Западно-Сибирская равнина
Время создания
конец XIX - начало XX вв.
Собиратель-частное лицо
Материал
ткань, войлок, бисер стеклянный
Размер
Длина - 16,0; Ширина -13,0; Толщина - 3,4
Аннотация
«Матери», «старухи» (эмегендер) – основательницы алтайских родов. Ритуальные куклы женщин. Телеутские женщины (алтайки) рассказывают о них: «они были давно в старину живыми, потом умерли. Когда делают эмегендеров, надетые на них рубахи не зашивают внизу, чтобы были как у живых людей. Их одежды словно рубахи наших женщин. Эмегендер очень старые». Шились ближайшими родственниками невесты по образцу тех кукол, которые получила по выходу замуж мать девушки. Способствовали благополучному исходу родов, охраняли роженицу и ребенка. Благополучие ребенка ставилось в зависимость от того, насколько тщательно и изящно изготовлены изображения. Этих духов кормили обычно два раза в год саламатом и маслом, а также в случае трудных родов. Кормить мог и шаман, но чаще всего кормление совершала женщина. Бубен- атрибут «матерей» и перья на голове изображениц – свидетельство того, что среди женских предков-основательниц родов были шаманки. В алтайской мифологии эмегендер ведут происхождение от «прабабушек» – «девиц» (дочерей) Верховного Божества.
Ссылки
Собрание
Этнография Сибири
Ключевые слова
народы Сибири и Дальнего Востока, алтайцы, телеуты
Бубен шаманский. Алтайцы. Алтай. Первая четверть XX в.
Чаша для священного напитка. Алтайцы, начало XX вв.