Экспонаты
Женский шаманский кафтан с нагрудником. Тофалары. Иркутская губерния (Иркутская губ., Нижнеудинский улус), конец XIX
Женский шаманский кафтан с нагрудником. Тофалары. Иркутская губерния (Иркутская губ., Нижнеудинский улус), конец XIX
Музейный номер
МАЭ № 1480-17
Наименование, название
Женский шаманский кафтан с нагрудником
Этническая принадлежность
тофалары
Место создания
Иркутская губерния (Иркутская губ., Нижнеудинский улус)
Географическая локализация места создания
Восточный Саян
Время создания
Материал
шкура оленя северного, подшейный волос северного оленя, шкура овцы, ровдуга, нить шелковая, ткань хлопчатобумажная, сукно, бронза, сталь, медь, дерево, нить хлопчатобумажная, нить сухожильная, табак, шкура собаки домашней
Размер
Длина спинки кафтана - 92,0; Длина полки кафтана – 87,0; Ширина плеч – 42,0; Длина рукава – 50,3; Длина спинки общая со жгутами – 128,0.
Аннотация
Женский шаманский кафтан с нагрудником (hамнар тон), принадлежавший «большой» шаманке тофаларов, народа проживающего на северных склонах Восточных Саян. Кафтан был приобретен известным собирателем сибирских коллекций Музея антропологии и этнографии Виктором Николаевичем Васильевым, впоследствии сотрудником Отдела этнографии Сибири, во время командировки в Иркутскую губернию Восточной Сибири в 1906-1907 гг. Достаточно хорошая сохранность экспоната, но в то же время следы его использования позволяет датировать экспонат не ранее конца XIX в. Кафтан является основным элементом полного шаманского ритуального облачения, в данном случае шаманки тофаларов, Кафтан сшит из шкуры изюбря (Ceruvus elaphus xanthopygus) мехом внутрь. В его оформлении центральное место занимает образ женского духа-предка шаманки, который передан особым изобразительным языком, характерным для сакрального искусства народов Сибири. Оленьим волосом на кафтане вышит скелет: на нагруднике изображена грудная кость и ребра, на рукавах - кости рук, на спинке кафтана вышит позвоночник, лопатки, кости таза. В верхней части нагрудника прикреплены две медные круглые пластины, обозначающие женскую грудь. Одевая такой кафтан, шаманка как бы перевоплощалась в существо иной природы, иного мира, как бы вбирала в себя всю силу своих предков-шаманов. Вся поверхность кафтана богато декорирована многочисленными подвесками и лентами, каждая из которых наделена особым символическим смыслом. Однако все вместе они символизируют оперение птицы и шерсть оленя, выявляя более древнее содержание шаманского ритуального облачения. Изначально в его основе лежал образ зверя-птицы – оленя или медведя, и чаще всего водоплавающей птицы. Эти образы были в большинстве культур Северной Азии персонажами двух основных мифов – мифа о «небесной охоте» и мифа о создании земли. В первом олень воплощал небесное дневное светило, бегущее по небосводу с востока на запад, а медведь – животное хтоническое, догоняющее и пожирающее оленя в конце пути. Во втором мифе птица достает со дна первичного мирового океана горсть земли, которая разрастается, образуя земную твердь.
Ссылки
Собрание
Этнография Сибири