Экспонаты
Сосуд. Удэгейцы. Хабаровский край. Начало XX в.
Сосуд. Удэгейцы. Хабаровский край. Начало XX в.
Музейный номер
МАЭ № 2336-1
Наименование, название
Этническая принадлежность
удэгейцы
Место создания
Хабаровский край
Географическая локализация места создания
Самарга, р.
Время создания
Начало XX в.
Собиратель-частное лицо
Арсеньев Владимир Клавдиевич
Материал
береста, ткань хлопчатобумажная, нить сухожильная, ровдуга, стекло, кость медведя бурого, краситель искусственный, краситель натуральный
Размер
Высота – 22,2; Диаметр – 9,8-10,6; Толщина стенок – 0,5
Аннотация
Сосуд поступил в Музей в 1913 г. от знаменитого исследователя Амура Владимира Клавдиевича Арсеньева, занимающего в это время должность чиновника по особым поручениям при генерал-губернаторе Приамурского края. Сосуд приобретен Арсеньевым у удэгейцев, живущих в районе Татарского пролива по берегам реки Самарга. Сосуд имеет цилиндрическую форму, изготовлен из прямоугольного куска березовой коры (бересты), предварительно очищенной и вываренной в воде. Горло и дно сосуда по краю укреплены ивовыми прутьями, пришитыми тонким лубом. Туловище сосуда орнаментировано спирально-ленточным орнаментом и включенными в него стилизованными изображениями птиц, нанесенными черной и красной краской по предварительно прорисованному ножом узору. К верхнему краю сосуда прикреплены 15 ost penis’ов медведя. Сосуд предназначен для хранения ритуальных ложек, используемых для раздачи вареного медвежьего мяса на медвежьем празднике. В мифологических представлениях удэгейцев, как и многих других народов Амура, медведь выступал прежде как предок людей, их старший родственник, тотем, а также как хозяин леса, гор, зверей, покровитель охоты. Охота на медведя и последующая коллективная трапеза сопровождались множеством ритуалов, занимающих важнейшее место в сакральной сфере культуры амурских народов и получивших в научной литературе название «медвежьего праздника». При разделке туши медведя охотник, убивший зверя, получал penis животного и отдавал его на хранение жене или ближайшей родственнице. Этот орган символизировал родство человека с медведем и являлся сильнейшим амулетом, излечивающим от бесплодия и помогающим при родах.
Ссылки
Собрание
Этнография Сибири