Экспонаты
Маскоид-личина духа-предка шамана. Эвенки. Россия, Забайкальская область, конец XVIII в.
Маскоид-личина духа-предка шамана. Эвенки. Россия, Забайкальская область, конец XVIII в.
Музейный номер
МАЭ № 869-1
Наименование, название
Маскоид-личина духа-предка шамана
Этническая принадлежность
Место создания
Россия, Забайкальская область
Географическая локализация места создания
Южная Сибирь
Время создания
конец XVIII в.
Собиратель-частное лицо
Неизвестен
Материал
сплав меди
Размер
Длина - 39,6; Ширина – 34,6; Высота – 3,1; Толщина - 0,4
Аннотация
Маскоид-личина, выполненная из меди, воплощает в себе духа-хозяина определенной местности, на которой проживала та или иная, чаще родовая группа эвенков. Подобные изображения являлись важнейшим элементом культовых сооружений в форме традиционного для эвенков конического чума, который возводился в центре территории, занимаемой конкретной родовой или этнической группой. Дух-хозяин этой территории в представлениях эвенков являлся главным покровителем людей, проживающих в его владениях. Он обеспечивал благополучие во всех сферах жизнедеятельности коллектива: способствовал успешному ведению хозяйства, охранял человека от злых духов, приносящих болезни и смерть, оберегал детей, тем самым, способствуя продолжению каждого рода. Культ духов-хозяев местности известен, практически, во всех традиционных культурах мира, но в каждой из них он имел свои специфические особенности. У эвенков Забайкалья этот культ развивался под сильным влиянием культур Бурятии, Монголии и Тибета, где он был связан с представлениями о главенствующей роли духов-хозяев гор, которые покровительствовали близлежащим территориям. Конкретным воплощением священной горы - месте пребывания духа-хозяина данной местности – являлось культовое сооружение в виде конической насыпи камней, получившей название у бурят обоо, у монголов овоо, а у народов Тибета лабцзе. Культ гор восходит к древнейшим представлениям о Вселенной, воплощенной в образе Мировой Горы, вершина которой олицетворяла мир небесных божеств, ее подножье – мир людей, а вход во внутрь горы, пещера или любое отверстие, символизировали путь в нижний мир. Жертвопиношение духу-хозяину местности совершалось, как правило, один раз в году в конце июня или начале июля, и только в случае каких-либо бедствий проводилось повторно. Участвовали в нем все жители данной территории, но обряд жертвоприношения осуществляли самые уважаемые и знающие традиции старики. После совершения жертвоприношения начиналась коллективная трапеза, которая завершалась состязаниями в стрельбе из лука, национальной борьбе и играми.
Собрание
Этнография Сибири
Ключевые слова
народы Сибири и Дальнего Востока, эвенки