Экспонаты
Мужская зимняя одежда - парка. Манси. Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, конец XIX в.
Мужская зимняя одежда - парка. Манси. Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, конец XIX в.
Музейный номер
МАЭ № 2709-1
Наименование, название
Мужская зимняя одежда - парка
Этническая принадлежность
Место создания
Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ
Географическая локализация места создания
Обь (басс.р.)
Время создания
конец XIX в.
Материал
шкура оленя северного, сукно
Размер
длина 148,0; ширина подола - 108.0
Аннотация
Мужская зимняя одежда угорского народа манси – парка. Одежда поступила в Музей антропологии и этнографии в 20-х годах ХХ в. из Музея зоологии и сравнительной анатомии Института физической культуры им. Лесгафта, сотрудники которого работали в экспедиции в Западной Сибири, в бассейне реки Оби. Одежда сшита из шкур оленя темно-серого цвета мехом наружу. Для ее изготовления было использовано две шкуры. Спинка выкроена вместе с капюшоном, на который пошла шкура с головы оленя. На капюшоне сохранены уши животного, а отверстия от рогов и глаз животного зашиты. Парка украшена орнаментальными вставками, выполненными в технике меховой мозаики с окантовкой швов разноцветным сукном. Надевали парку зимой поверх другой одежды (малицы), которую носили мехом внутрь. Традиционная меховая парка восходит к древнему типу одежды населения Северной Азии, которая полностью изготовлялась из цельной шкуры оленя. Этот архаический крой до начала ХХ в. сохранялся в традиционном костюме эвенков и в шаманском костюме многих народов Сибири. Он был обусловлен широким кругом древних идеологических представлений, центром которого являлся образ мифического оленя, олицетворяющий солнечное божество, вечно возрождающуюся природу и шире – воплощающий в себе всю Вселенную. В то же время, в этом крое перед нами и яркий пример воплощения в костюме одной из основных идей мифологического сознания о тождестве микро- и макрокосма. Когда человек надевал костюм, сшитый из неразрезанной, цельной шкуры, то его тело как бы полностью совмещалось с телом животного. Непосредственно с этой идеей связано и расположение на одежде орнамента, который, будучи насыщен необычайно широким спектром символических значений, в целом был подчинен общему смысловому содержанию костюма, воплощающему в себе и мир человека, и Космос. В костюме орнамент, имевший охранительную функцию, располагался по подолу, внизу рукавов, часто на плечах и горловине, отгораживая и предохраняя человека от враждебного мира злых сил. Но в то же время он выступал и символом космического порядка, воплощая в себе осознаваемую человеком жизнь Космоса как вечное ритмически повторяющееся и ритмически пульсирующее движение.
Собрание
Этнография Сибири
Ключевые слова
народы Сибири и Дальнего Востока, манси