Экспонаты
Сетчатый головной убор. Кашая (?). США, Русская Америка, около 1840 г.
Сетчатый головной убор. Кашая (?). США, Русская Америка, около 1840 г.
Музейный номер
МАЭ № 570-67
Наименование, название
Сетчатый головной убор
Этническая принадлежность
Место создания
США, Русская Америка
Географическая локализация места создания
Калифорния
Время создания
около 1840 г.
Экспедиция
Экспедиция И.Г. Вознесенского
Собиратель-частное лицо
Материал
нить шерстяная, бусины стеклянные, волокно молочая
Размер
Длина с завязками - 172,0; Длина основы - 90,0; Ширина основы - 50,0; Диаметр бусин - 0,4.
Аннотация
В списке предметов И.Г. Вознесенского, отправленных в Санкт-Петербург на судне «Николай I», сказано, что это «головная сетка простая, женская» [СПбФ АРАН. Ф. 142. Оп. 1 — 1918. Д. 9. Л. 198]. Однако американские специалисты, работавшие с калифорнийским собранием Кунсткамеры в 1912, 2014 и 2016 гг., считают сетчатые головные уборы № 2930–20 и 570–67, 68 принадлежностями мужских шаманских костюмов для исполнения танцев. Как отмечалось во вступительной статье к каталогу, головной убор № 570–67 калай И.Г. Вознесенский получил во время пребывания в селении Росс от А.Г. Ротчева, а головной убор № 570–68 кунгу–калай он выменял у шамана кашая по имени Пилиумм. Вероятно, эти сетчатые головные уборы являются изделиями кашая. Шаманский сетчатый головной убор для исполнения танцев. Вовнутрь головного убора насыпали птичий пух белого цвета и затем надевали его на голову. Во время танца шаман неоднократно подпрыгивал и тряс головой, в это время птичий пух проходил сквозь ячейки и осыпал танцора со всех сторон. Таким образом, у зрителей создавалась впечатление, что он танцует внутри белого облака. Празднества (поминки, почитание предков, возрастные инициации, начало нового годового цикла и т.д.) проводились в течение шести месяцев — с ноября по апрель. Они сопровождались различными ритуалами, использованием специальной одежды и головных уборов, разнообразными песнями и танцами. Во время плясок шаман и другие танцоры изображали духов и мифических героев, подражали движениям животных и птиц. Масок калифорнийские индейцы не использовали, но раскрашивали символическими узорами лица, а иногда и все тело.
Собрание
Этнография Америки
Ключевые слова
народы Америки, народы Северной Америки, Индейцы Калифорнии, помо, кашая (?)