Скульптурное изображение змея – нага, вырезанное из дерева, покрытое сусальным золотом и инкрустированное стеклянной мозаикой. Заимствованные из индийской мифологии, где они почитаются как существа хтонические, враждующие с персонажем солярного происхождения птице Гарудой, наги вошли в буддийский пантеон на правах второстепенных божеств и стали частым мотивом в буддийском искусстве стран Индокитая – в скульптуре – это изваяния Будды, сидящего на сложенном кольцами туловище змея-нага Мучалинда (спасшего медитирующего Будду во время наводнения. По легенде, Будда, сидя под смоковницей, предавался медитации, как вдруг начался сильный дождь с ветром. Тогда сердобольный наг обвился вокруг него семь раз и простер над ним семь своих голов вроде зонтика. Будда, в свою очередь, обратил его в истинную веру), в архитектуре – как компонент архитектурного убранства буддийских храмов. В данном случае - это фрагмент украшения одного из храмов Бирмы (г. Сагайн, XIX в.).