Ломоносов М.В. Портрет Петра I (1672—1725). Россия, Ленинградская область, Ломоносовский р-он, с. Усть - Рудица (Санкт-Петербургская губ., Копорский уезд, Усть-Рудица). 1757
Ломоносов М.В. Портрет Петра I (1672—1725). Россия, Ленинградская область, Ломоносовский р-он, с. Усть - Рудица (Санкт-Петербургская губ., Копорский уезд, Усть-Рудица). 1757
Разработка способов изготовления цветного стекла и смальт - одно из важнейших направлений естественнонаучных экспериментов М.В. Ломоносова. Многочисленные опыты в химической лаборатории позволили ему разработать рецепты для самых разных цветов и оттенков, и затем – использовать их для возрождения забытого тогда в России искусства мозаичного набора.
М.В.Ломоносовым были созданы 4 мозаичных изображения Петра Великого.
Наиболее известны мозаики, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и МАЭ РАН. Петру Великому Ломоносов дал высшую оценку, которая только возможна была в его понимании: «...ежели человека, Богу подобнаго, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великаго не обретаю. За великия к отечеству заслуги назван Он Отцем Отечества. Однако мал ему титул». Монументальным, в горностаевой мантии, крытой золотой парчой ,образ Петра представлен на мозаике в Государственном Эрмитаже. Мозаика, представленная в Музее М.В.Ломоносова МАЭ РАН, создавалась ученым для великого князя Петра Фёдоровича, будущего императора Петра III, в 1755 г. вместе с мозаичным портретом Анны Петровны, дочери Петра и матери великого князя. Ломоносов решает поднести два портрета Петру Федоровичу, выбирая для этого портрет его деда и матери и выполняя их в более мягкой и живописной манере. Такому восприятию способствует и форма мозаики – овал. Портрет Петра, как и портрет Анны Петровны, набран мелкими кусочками смальты. Петр представлен в своём обычном простом одеянии как «царь-труженник», за что и ценил его М.В.Ломоносов.
На обороте портретра выгравировано: "Михаил Ломоносов 1757 г." Надпись сделана в XIX в.