В 2019-2021 годах при поддержке гранта РФФИ 19-59-52001 МНТ_а осуществлялась работа по проекту: Торговля, народные верования, искусство и культура на традиционной ксилографической картине Китая из малоисследованных коллекций России и Тайваня. Commerce, Folk Beliefs, Arts and Culture on Traditional Chinese Woodblock Prints from Understudied Collections of Russia and Taiwan
Китайская народная (новогодняя) картина – род многоцветной ксилографической гравюры с дополнительной раскраской от руки, в традиционном виде просуществовавший вплоть до начала XX в. Тематика народной картины разнообразна: от бумажных икон и талисманов, предназначенных для сожжения, до театральных иллюстраций и календарей с красавицами; изображения насыщены благопожелательной символикой. Народная картина является ценным, но недостаточно часто привлекаемым источником информации о культах, культуре и жизни старого Китая.
В музейных и библиотечных собраниях России хранится самое большое количество произведений китайской народной картины за пределами Китая, многие образцы уникальны. В основе обширной коллекции Государственного Эрмитажа лежат картины, привезенные в начале XX в. академиком В.М. Алексеевым. Собрание Кунсткамеры (Музея антропологии и этнографии РАН) – второе по объему, оно менее изучено и опубликовано; образовано из десятка коллекций, привезенных различными людьми.
Во время работы над проектом в фондах Кунсткамеры были выявлены все картины, которые можно отнести к жанру китайской народной картины, в том числе и в собраниях, в которых они не были основным объектом коллекционирования, растворившись среди прочих картин и предметов. Были сделаны электронные копии картин в высоком разрешении. Изучены истории коллекций и коллекционеров, подняты оставшиеся после них записи, первоначальные описи. В качестве важного источника сведений о народной картине были привлечены записи китайских информаторов В.М. Алексеева из его архива (фонд 820 Санкт-Петербургского филиала архива РАН).
Основная литература о китайской народной картине, используемая при работе над проектом:
Архивные материалы:
Описание китайских народных картин и иллюстраций к произведениям китайской литературы. Автографы сяньшэнов с пометами В.М. Алексеева. На кит. яз. (Санкт-Петербургский филиал Архива РАН, Ф. 820, оп. 1 № 479-а).
• Алексеев В.М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. Москва: ГРВЛ, 1966.
• Алексеев В.М. Китайские монетовидные амулеты и благожелательные медали из коллекции Императорского Эрмитажа (с приложением десяти таблиц и с тринадцатью рисунками в тексте). Санкт-Петербург, 1911-1913. (Записки Восточного отделения императорского Русского археологического общества, т.21).
• Баранов И.Г. Китайский новый год. Харбин, 1927. (Вестник Маньчжурии № 1).
• Виноградова Т.И. «Мир как представление»: китайская литературная иллюстрация. (Санкт-Петербург: БАН; Альфарет, 2012.
• Гаранин И.П. Китайский антихристианский лубок ХIХ в. // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т.I V, 1960. С. 403 - 426.
• Гаранин И.П. Китайский благопожелательный лубок из коллекции В.М. Алексеева // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. 1961. Т. V. С.315 - 327.
• Китайская народная картина няньхуа из собрания Государственного Эрмитажа. Каталог выставки. Санкт-Петербург : Славия, 2003.
• Редкие китайские народные картины из советских собраний / Составители и авторы предисловий Б.Л.Рифтин, Ван Шуцунь и Лю Юйшань. Ленинград : Аврора; Пекин: Народное искусство, 1991.
• Annual customs and festivals in Peking, as recorded in the Yen-ching Sui-shih-chi by Tun Li-ch`en / Translated and annotated by Derk Bodde. 2nd ed. (rev.). Hong Kong : Hong Kong University Press, 1968.
• Chinesische Neujahrsbilder / Text und Auswahl Maria Rudova. Leningrad: Aurora-Kunstverlag, 1988.
• Eliasberg D. Imagerie chinoise du Nouvel An. Paris : Atelier Marcel Jullian, 1978. 131 pp., ill. (Arts Asiatique. Annales du Musée Guimet et du Musée Cernuschi; XXXV).
• Flath James A. The cult of happiness. Nianhua, art and history in rural North China. Vancouver; Toronto : UBS Press, 2004.
• Laing Ellen Johnston. Art and aesthetics in Chinese popular prints. Selections from the Muban foundations collections. Ann Arbour: Center for Chinese studies, The University of Michigan, 2002. (Michigan monographs in Chinese studies. Vol. 49).
• Laing Ellen Johnston. Selling Happiness. Calendar posters and visual culture in early-twentith-century Shanghai. Honolulu : University of Hawai’i press, 2004.
• Lust J. Chinese popular prints. Leiden : Brill, 1996. (Handbuch der Orientalistik. 4. Abteilung. China II).
• Po Sung-nien, Johnson D. Domesticated deities and auspicious emblems. The iconography of everyday life in village China. Popular prints and papercuts from the collection of Po Sung-nien. Berkeley, 1992. (Publications of the Chinese popular culture project, 2).
• 阿英. 中國年畫發展史略.北京, 1954.
• 王樹村. 民間年畫. 北京, 1985.(中國美術全集. 21).
• 王樹村. 戯齣年畫.上下冊.臺北, 1991.
• 蘇州桃花塢木版年畫 = Taohuawu woodblock New Year Prints, Suzhou. Nanjing: Jiangsu Ancient book publishing house, 1991.
• 陶君起. 京劇劇目初探. 北京, 1963.
• 張偉、嚴潔瓊. 都市風情: 上海小校場年畫. 臺北:新銳文創,2014.
• 中国木板年画集成 / 冯骥才主编。俄罗斯藏品卷 / 李福清主编。阎国栋翻。北京:中华书局,2009。年画网 (nianhua.org.cn)
• 中国木板年画集成 / 冯骥才主编。上海小校场
Читать далее