Альбомы
Эфиопская христианская живопись
Эфиопская христианская живопись
Заголовок
Эфиопская христианская живопись
Аннотация
Эфиопская христианская традиция уходит корнями в глубокую древность. Ранние сохранившиеся записи христианского содержания относятся к II-IX векам н.э. С начала IV века н.э. христианство становится в Эфиопии государственной религией. В монастырях и храмах Эфиопского плоскогорья хранятся многие тома рукописей, стены их расписаны образами Господа и сына его Иисуса, представляя историю мира согласно Священному Писанию. Традиция иконописи на деревянных досках также известна эфиопам, самые ранние дошедшие до нас триптихи и диптихи датируются первой половиной XV века. Живописные работы на христианские сюжеты были собраны в начале ХХ века врачом при дипломатической миссии в Эфиопской империи Александром Ивановичем Кохановским и подарены им Музею в 1913 году. В это время эфиопский рынок уже был знаком с европейскими товарами, в том числе красками. Однако сюжетная линия осталась неизменной, Коллекция представляет как редкие сюжеты, характерные для раннего христианства – Повесть о Варлааме и Иоасафе, конные святые Мина и Сисиний, так и широко распространенные изображения – Святой Георгий, убивающий дракона, и Богоматерь с младенцем Иисусом Христом. Яркий колорит и богатство этнографических деталей делают картины из собрания А.И. Кохановского источником по культуре Эфиопии. Эфиопская христианская традиция уходит корнями в глубокую древность. Ранние сохранившиеся записи христианского содержания относятся к II-IX векам н.э. С начала IV века н.э. христианство становится в Эфиопии государственной религией. В монастырях и храмах Эфиопского плоскогорья хранятся многие тома рукописей, стены их расписаны образами Господа и сына его Иисуса, представляя историю мира согласно Священному Писанию. Традиция иконописи на деревянных досках также известна эфиопам, самые ранние дошедшие до нас триптихи и диптихи датируются первой половиной XV века. Живописные работы на христианские сюжеты были собраны в начале ХХ века врачом при дипломатической миссии в Эфиопской империи Александром Ивановичем Кохановским и подарены им Музею в 1913 году. В это время эфиопский рынок уже был знаком с европейскими товарами, в том числе красками. Однако сюжетная линия осталась неизменной, Коллекция представляет как редкие сюжеты, характерные для раннего христианства – Повесть о Варлааме и Иоасафе, конные святые Мина и Сисиний, так и широко распространенные изображения – Святой Георгий, убивающий дракона, и Богоматерь с младенцем Иисусом Христом. Яркий колорит и богатство этнографических деталей делают картины из собрания А.И. Кохановского источником по культуре Эфиопии. Литература: Тураев Б.А., Айналов Д. В. Произведения абиссинской живописи, собранные доктором А.И. Кохановским // Христианский Восток. СПб: Типография Императорской Академии наук, 1913. Т. 2 (2). C. 199-215. Чернецов С.Б. Путешествие Александра Македонского из Иерусалима в рай и обратно (Народная картина из собрания Кунсткамеры) // Живая старина. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. М., 1997. 3 (15). С. 27-29. Чернецов С.Б. Редкая фотография Гебре Селасе (1844-1912), секретаря и историографа эфиопского императора Менелика II // Христианский Восток. Серия, посвященная изучению христианской культуры народов Азии и Африки. СПб.; М., 2001. Том 2 (VIII). С. 284-299. Чернецов С.Б. Платонов В. М. Ещё раз о воздушном путешествии Александра Македонского из Иерусалима в рай и обратно // Палестинский Православный сборник. 100-ый выпуск. М., 2003. С. 164-172. Чернецов С. Б. Эфиопия в первые шестнадцать веков нашей эры. СПб.: МАЭ РАН, 2004. 218 с.
Авторы
В.Н. Семенова, к.и.н., научный сотрудник Отдела этнографии Африки, М.В. Хартанович, зав.отделом информационных технологий, Ю.А. Купина, к.и.н., заместитель директора МАЭ РАН