Вернуться
5 из 33
Просмотрено 5 из 33
Головной убор “большого” эвенкийского шамана. Эвенки, вторая половина XIX в.
Головной убор “большого” эвенкийского шамана. Эвенки, вторая половина XIX в.
Музейный номер
МАЭ № 1879-21/1
Наименование, название
Головной убор “большого” эвенкийского шамана
Этническая принадлежность
Географическая локализация места создания
Забайкалье
Время создания
вторая половина XIX в.
Собиратель-частное лицо
Материал
сталь, ровдуга, сталь, ткань, нить хлопчатобумажная, ткань, ровдуга, нить хлопчатобумажная, ткань шелковая
Размер
Длина - 160,0; Диаметр - 20,0; Высота короны - 36,0; Длина лент сзади - 139,0 и 130,5; Ширина - 9,7 и 11,0 соответственно.
Аннотация
Головной убор “большого” эвенкийского шамана (авун), выполненный из стали, входил в комплект полного ритуального костюма, в который шаман облачался только во время очень значимых обрядовых действий. Этот уникальный экспонат поступил в Музей антропологии и этнографии в 1911 г. от студента географического факультета Санкт-Петербургского университета А.Г. Эпова, направленного в экспедицию в Забайкалье. Головной убор был приобретен им у шамана Тарчина Ишеева. Состояние убора, свидетельствующее о длительном его использовании, позволяют с уверенностью датировать его второй половиной XIX в. Общая символика головного убора отражена в его конструкции и содержит архаический образ Модели Мира. Сам обруч воплощает идею замкнутого пространства мира людей и земной тверди. Смысловое значение двух пересекающихся дуг сводится к символическому представлению о векторах-направлениях, определяющих 4 стороны света, 4 времени года и т.д. Космическая вертикаль, символизирующая сакральный центр Вселенной, заключена в изображении рогов мифического оленя, олицетворяющего в идеологических представлениях большинства народов Северной Азии оленя-солнце - одного из основных персонажей мифа о небесной охоте, воплотившего архаические представления о смене дня и ночи и организации всего космического порядка. Они олицетворяли также и сакрального оленя - основного духа-помощника шамана, его основного ездового животного, на котором шаман совершал свои «путешествия» в иные миры Вселенной. Длинные орнаментированные ленты, выполненные из сукна и спускающиеся от навершия убора вниз, также имеют сложную семантику. Одни из них воплощают образы змей и ящериц, наиболее сильных помощников шамана при его «путешествиях» в нижний мир. Другие олицетворяют священную березу - родовое дерево шамана. Однако этот образ сохраняет в себе и более архаичное значение Мирового Древа, символизирующего как Вселенную в целом, так и Axis mundi - космическую ось, фиксирующую сакральный центр Мироздания и соединяющую все его сферы. Поэтому они являлись и основными «дорогами» шамана во все миры инобытия. Такие ритуальные уборы в научной литературе получили условное название «корона». Этот ряд головны
Ссылки
Собрание
Этнография Сибири
Головной убор эвенкийского шамана. Эвенки, вторая половина XIX в.
Колотушка к шаманскому бубну. Эвенки. Забайкальская область, начало XX в.