Фигурка чукотского воина, выполненная из моржового бивня. Она принадлежит к ранним коллекциям Петербургской Кунсткамеры и датируется началом XIX в. Предположительно это произведение мелкой пластики, традиционной для культуры народов Крайнего Северо-Востока Азии, оказалось в музее в результате или экспедиции 1826-1829 гг. к берегам моря Беринга известного русского мореплавателя и географа Федора Петровича Литке (1797-1882), или экспедиции выдающегося русского исследователя востока Северной Азии и Русской Америки Ильи Гавриловича Вознесенского (1816-1871), которая продолжалась в течение десяти лет с 1839 по 1849 гг.
Насколько позволяет судить анализ произведений косторезного искусства чукчей, фигурка воина, изображенного в доспехах, которые сохранялись у них до середины XIX в., отличается от традиционных сюжетов, основную массу которых составляли изображения птиц и животных. Антропоморфные же фигурки в большинстве случаев воплощали образы мифологических существ и были не очень распространены. Однако есть многочисленные свидетельства, что издавна и чукчи, и их соседи коряки изготовляли художественные изделия из кости на заказ для местных русских жителей или американских китобоев, чьи корабли часто подходили к побережью Чукотки и Камчатки. С достаточной долей уверенности можно утверждать, что фигурка воина была создана по заказу европейцев, которых изумляли воинские доспехи чукчей, сшитые из полос выделанной шкуры одного из наиболее крупных видов тюленей – лахтака (Erignathus barbatus), не пробиваемой стрелами. Доспехи эти состояли из панциря, полностью закрывающего тело человека от плеч до середины голени, и широкого щита, который не только дополнительно предохранял воина от коварного нападения врага сзади, но и служил своеобразным «парусом», убыстряя при попутном ветре скольжение на лыжах. Но помимо чисто исторической ценности фигурка воина обладает и высоким художественным достоинством, основанном на удивительно тонком сочетании лаконизма и образной выразительности, что подтверждает необычайно высокий уровень традиционного искусства народов Крайнего Севера.
Читать далее